Сегодня: 29.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Саранскому гуманитарно-техническому колледжу имени Абая Кунанбаева больше 90 лет, из них 60 лет колледж расположен в городе Сарани, можно сказать - ровесник нашего города. Однажды, 15 марта 1971 года при Саранском гуманитарно-техническом колледже имени Абая Кунанбаева (тогда Карагандинском педагогическом училище имени Абая Кунанбаева) была открыта выставка творческих работ самодеятельной художницы Бибисахи Бекташевой, которая все 70 своих экспонатов безвозмездно передала в дар колледжу.

Ещё более 10-ти лет Бибисахи дарила колледжу свои работы. В 1982 году на базе нынешнего Саранского гуманитарно-технического колледжа имени Абая Кунанбаева был открыт персональный музей народного мастера декоративно-прикладного творчества – Бибисахи Бекташевой.

В музее разместилось множество работ  автора, выполненных из известняка, глины, гипса и мрамора, особенно завораживают портреты исторических личностей.

Бибисахи Шамильевна Бекташева родилась в 1908 году в казахском ауле Павловского района Западно-Казахстанской области, в бедной многодетной семье. С детства Сахи любила петь, танцевать, рисовать, но особенно ее увлекала лепка фигурок животных из глины. Как вспоминала сама Бибисахи Шамильевна, «...скульптурой занималась с шести лет, не зная, что это является искусством. Лепила на берегу озера и там же оставляла свои работы». Родители за это увлечение ругали дочь, ведь дома всегда было много работы. Когда Бибисахи было чуть более 10 лет, семью постигло несчастье - после эпидемии сыпного тифа в семье из 13 человек остаётся только пятеро детей. Сахи, как самая старшая, заменила мать своим младшим сёстрам. Жили сироты у родственников, трудно и бедно. Вскоре маленьких детей забрали в детские дома, а Сахи поступила на годичные общеобразовательные курсы. В конце двадцатых годов для Бибисахи последовали учеба на курсах медицинских сестёр и медицинский техникум. Там у неё проявился талант к рисованию. Отлично окончив техникум, в 1931 году Сахи получает направление на учёбу в Среднеазиатский медицинский институт в Ташкенте. Здесь, помимо учёбы, Бибисахи начинает самостоятельно заниматься скульптурой и рисованием. Ее первые работы - портреты друзей, подруг, комсомольцев, врачей, партийных работников. Очередное увлечение будущего врача - танцы и хореография. После окончания института Сахи получает направление в Караганду. Помимо основной работы врачом-терапевтом Майкудукской больницы, она собирала медицинских сестёр и санитаров, организовывала танцы в клубе шахтёров. «Собирали огромные деньги и сдавали их для борющейся против фашизма Испании. Переодически писала стихи, долго не показывая их, потом начала печататься на казахском и русском языках в областных газетах», - вспоминала позже Бибисахи Шамильевна.

До войны Бибисахи по своей основной специальности работает врачом в армейских полевых лагерях. В начале Великой Отечественной войны она уходит добровольцем на фронт. Ей пришлось перенести все тяготы первого военного года - затяжные бои, выход из окружения с ранеными и собственное тяжелое ранение. Год лечения и снова - фронт. С полком НКВД Бибисахи проходит путь от Мурманска до Новороссийска. Годы войны оставляют глубокий след и в ее творческой жизни: «Последнее свидание», «Плачь по подруге», «Женщина-солдат», «Разведчица», «Медсестра» - собирательные образы нашли отражение в скульптурных работах.

После войны, несмотря на инвалидность, Бибисахи возвращается к врачебной практике. И только в конце 50-ых годов она полностью отдалась творчеству: училась в студии Дворца культуры горняков Караганды у П. Фризена, посещала мастерскую архитектора А. Билыка и ездила на учебу в Народную студию Ленинграда. В этот период выполнены работы: «Отличница», «Учитель», «Мечта», портреты Дашковой, Гагарина, Муратбаева, Абдирова, Терешковой, Сейфуллина. Работы Бибисахи участвовали на выставках в Москве, Ленинграде и Ташкенте, не раз получая высокие оценки и награды. Особенно плодотворными для Бибисахи, как скульптора, были 60 - годы. Она откликалась своим творчеством на главные события, происходящие в мире. Почти все, что делали ее руки, Сахи дарила людям. Работы художника  находятся в музеях школ, институтов Алматы, Ленинграда, Караганды, Сарани. 

Сейчас фонд музея Бибисахи Бекташевой Саранского гуманитарно-технического колледжа имени Абая Кунанбаева составляет 104 работы автора разных лет в станковой скульптуре, керамике и живописи. А сколько душевного тепла в письмах Бибисахи, адресованных коллективу училища и организаторам музея К. Абикенову и В. Гирько.

Всю жизнь рядом с Бибисахи Шамильевной Бекташевой было искусство. В нем она стремилась отразить все, что затронуло сердце и душу.  И ещё много лет посетители музея смогут видеть работы художника, который был переполнен большим интересом и любовью к жизни, к людям.

Эллона КОНОНОВА

Фото автора