Сегодня: 29.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Сегодня в Казахстане насчитывается более 18 религиозных конфессий. Как известно, рядом авторитетных международных организаций дана высокая оценка действующей в Казахстане модели гражданского мира и согласия. Вместе с тем, в настоящее время экстремизм со своими многообразными формами стал распространенным явлением и приобретает все более угрожающие масштабы.

Сегодня нет ни одного государства, где бы ни столкнулись с этой глобальной проблемой. Низкая религиозная грамотность позволяет различного рода мошенникам, прикрывающимся религией оторвать человека от его корней, его истории, веками сложившегося менталитета. Именно низкая религиозная грамотность заставляет человека быть нетерпимым, придерживаться крайних, радикальных взглядов, идти против своих родных, против своей Родины.

Проблематичным здесь является то, что под деструктивное влияние преимущественно попадают молодые граждане. В последнее время, как отмечают исследователи религиозных вопросов, современная молодежь стала с интересом изучать вопросы, касающиеся вероисповедания.

В многонациональном обществе, особенно среди молодежи, появился интерес к религиозным ценностям. Если проанализировать развитие религиозности среди казахстанской молодежи, то можно увидеть, что показатель растёт не только за счет «естественной потребности в духовном самоопределении», но и за счет активной деятельности псевдорелигиозных организаций, которые реализуют свои корыстные цели. Для некоторых верование принимается как дань традиции, культуре или даже моде. Как известно, молодёжь - излюбленная аудитория псевдорелигиозных «гуру», которые в свою очередь пользуются пробелами в знаниях молодых казахстанцев и навязывают свои мнимые ценности. С одной стороны, казалось бы, поверхностный интерес некоторых слоёв населения к религии снижает возможность быстрого распространения радикальных течений и вероятность оказания влияния данных групп на ситуацию в регионах и стране, но опыт других стран показывает, что радикалы находят различные изощрённые пути и каналы вербовки. Безусловно, низкая роль религии в жизни казахстанцев может нести негативные последствия, так как слабый интерес ведёт к слабой информированности и незнания. Ищут религиозно неграмотных.

Религиозное образование – это целенаправленный процесс обучения и духовного воспитания, который осуществляется на основе определённого религиозного вероучения в интересах конкретной личности или объединения. Каждый человек, узнавая что-то новое, пытается получить как можно больше знаний, узнать больше информации. Тоже самое касается и тех, кто хочет стать верующим человеком. Люди начинают углубляться в историю возникновения, культуру, жизненные истории лидеров и известных личностей, придерживающихся той или иной религии.

В сегодняшних реалиях лишь изредка можно встретить человека, который хочет получить знания именно у специалистов своего дела, поступить в медресе или религиозный ВУЗ. Безусловно, есть те, кто регулярно посещает мечети, не пропускает пятничные молитвы и занятия устазов, но мало кто мечтает достичь совершенства, став в будущем духовным лидером своей Родины. Зачастую многие слушают различные проповеди в интернет-пространстве, подписываются на группы религиозного характера, слушают друзей и родственников. А ведь это грозит вовлечением граждан в деструктивные религиозные течения и экстремистские организации.

Религия – довольно тонкая наука, поэтому вне зависимости от пола, возраста или нации каждый человек, желающий посвятить себя религии, должен понимать всю ответственность и черпать знания исключительно у специально обученных в религиозной сфере людей.

Любой человек, незнающий правильного ответа, должен обратиться к имаму, устазу, теологу, позвонить на телефон доверия Управления по делам религий Карагандинской области: +7 747 189 61 81 или мечети г. Сарани, но ни в коем случае не искать ответов в интернет-пространстве или сомнительных источниках. Не стоит забывать, что идеология деструктивных религиозных течений наносит вред психическому, душевному и физическому здоровью, а человек в подобном состоянии – весьма благоприятная находка для проповедников запрещённых культов.

Еще одной немаловажной проблемой является то, что многие граждане Казахстана, в том числе нашей области, желающие получить религиозное образование, хотят уехать в арабские страны. Однако, в стране достаточно квалифицированных медресе и университетов, которые готовят качественных теологов, психологов и исламоведов, ничуть не уступающих в знаниях, а где-то и опережающих своих зарубежных коллег.

 В наш век нанотехнологий и микропроцессоров нельзя оставаться невеждой и неучем. Только образование поможет нам преуспеть и идти в ногу со временем, в то время, когда весь мир развивается и уходит вперед. От молодежи, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии, зависит дальнейшая судьба нашего общества.

Разумная религиозная грамотность молодых людей помогает раскрытию личностных качеств, формированию толерантного мышления, и это является не только важнейшим фактором для межрелигиозного диалога, но и ключом к решению многих серьезных проблем в сфере религии. В толерантном обществе нет места противоречиям и конфликтам между людьми разных национальностей и вероисповеданий.

Изучение религиозности молодежи и необходимость повышения религиозной грамотности - это главный способ противостояния в борьбе с религиозным экстремизмом, который является своевременным и актуальным. Ведь именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Не стоит забывать, что Казахстан - светское государство.

Государственная политика Казахстана направлена на сохранение мира в стране, стабильности и веры в светлое будущее. Ведь будущее в наших руках, мы не должны позволять кому-либо вмешиваться во внутренние дела нашего государства, вторгаться в наш дом чуждым идеям. Мы должны охранять свою семью, народ, культуру, традиции, обычаи наших предков. В этой связи нужно сохранить свою идентичность и единство, формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Межконфессиональное согласие - один из важнейших факторов сохранения политической стабильности общества, залог его успешного развития.

Профилактика экстремизма и терроризма - это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан. Конечно же, мы - граждане нашей страны, в первую очередь должны быть и толерантны к представителям других национальностей и религиозных конфессий.

Г. Далабаева,

инспектор МРЦ г.Сарани